Интервью с Bshep

Сегодня в нашей студии мы приветствуем Андрея Ворошкова aka BShep. В мировом FPV сообществе Андрея знают как автора проекта системы хронометража для гонок на дронах — Chorus RF Laptimer. Белорусским СМИ Андрей известен, как дуэт отца с сыном, которые вместе участвуют в соревнованияx на дронах. А что знаем о нем мы?

DR1: Ну и начнем со стандартных вопросов: Расскажи где и кем ты работаешь? Сколько детей на иждивении? Пин-код от зарплатной карты?

Bshep: Привет! Вот прямо с первых фраз интервью хочется поделиться жизненной мудростью и блеснуть оригинальностью, но как-то не получается, поэтому просто отвечу на вопросы: работаю в компании EPAM, в данный момент — программистом, женат, двое детей, один из них — тот самый сын Егор.

DR1: А кем удалось поработать до того, как ты стал программистом в ЕПАМ? Изначально, учился ли ты где-то программированию?

Bshep: Да, с 7го класса увлекся программированием, получил диплом в БГУИР, работал техническим писателем, тестировщиком, программистом, менеджером проектов, а теперь снова вернулся к разработке.

DR1: До дронов, ты уже как-то был связан с RC моделизмом? Может помнишь как впервые наткнулся на такую тему как «Квадрокоптеры»? И каким был твой первый самострой?

Bshep: Еще в детстве, в СССР, в магазине «Культтовары» часами стоял у витрины, рассматривая единственную радиоуправляемую машинку в продаже. Однако настоящий RC моделизм захватил меня только в 2013-м и именно квадрокоптерами. Сначала начитался Хабра а после оказалось что коллега по работе летает на вертолетах. Он меня и увлек в тему. Первым коптером был здоровенный Neo 600 на контроллере KK и 12-дюймовых пропах, собранный из «конструктора», подаренного на ДР. Полетал он, правда, недолго — алюминиевые тонкостенные лучи сломались об землю при первой попытке поснимать себя с неба на примотанный изолентой телефон.

DR1: А как события развивались дальше? В каком году ты собрал свой первый ZMR 250?

Bshep: (Слышно клацанье клавиш — пошел на ютуб за воспоминаниями)

Bshep: Дальше понял что летать и снимать с воздуха — не мой путь, вместо него надо пробовать FPV. Перенес все железо на самодельную раму из текстолита и алюминиевого профиля, поставил камеру, передатчик и осознал: а) это интересно и б) предстоят серьезные траты 
ZMR 250 был собран через 2 года на 1806 моторах и очень радовал компактностью, и маневренностью. Тогда же я познакомился с Юрой Михолапом, который уже наваливал полноценное FPV на трассе из ПВХ труб с парой единомышленников.

DR1: Какой сетап был после ZMR?

Bshep: Какая-то левая мелкая рама, моторки Lumenier 2204… да там уже начались более серьезные полетушки и сетапы перестали существовать как нечто законченное. Пошла чехарда с переносом компонентов со сломанных рам на новые, отдельной заменой моторов, полетников, камер…

Отдельной вехой назову раму Belka, — спасибо команде BeAir и Жене Михану персонально!

DR1: А как выглядит твой текущий сетап?

Bshep: Зимний — коллекторный вуп на BetaFpv Lite и 716 моторах  А летний пока не перебрал с прошлого сезона: Рама PatsaVatsa (благодарный привет Vint’у!), моторы Brother Hobby R4, полетник F3 airbot, раздельные регули Racerstar 30A, Foxeer Arrow v3, Tramp VTX, и, конечно, 40 светодиодов!

DR1: Ты помнишь свой самый дорогостоящий краш?

Bshep: Нет. Психика ограждает от подобных воспоминаний.

DR1: Занижаешь ли ты стоимость комплектующих перед женой? И как она относится к вашему хобби?

Bshep: Улыбаюсь. У нас с Ириной полная гармония и взаимопонимание: мы поощряем хобби друг друга (хотя и не разделяем). Поэтому про стоимость говорю открыто, даже несмотря на то, что речь, как правило, идет об удвоенном бюджете (на себя и сына).

DR1: Ты помнишь тот момент, когда почувствовал желание попробовать запилить засечку? Это было спонтанное желание, или что-то подтолкнуло?

Bshep: Да, помню. Это была цепочка событий. На наших местных соревнованиях использовалась инфракрасная засечка с открытым кодом Easy Race Lap Timer. И работала она довольно нестабильно. Тем временем, в обсуждениях разработчиков прошивки BetaFlight, BorisB упомянул, что некие ребята разрабатывают «новый способ» засечки по излучению видеопередатчиков, и я прям пришел в восторг от элегантности решения — это ж не нужно на дрон ничего ставить — он уже имеет все, чтоб и засечь пролет и опознать конкретный дрон! Через некоторое время ребята на соревнованиях начали говорить про засечку на VTx и я, как сейчас помню, взял да и ляпнул Slant’у, что сам смогу сделать такую (тем более что конкретное решение уже наклевывалось). Ну и той же зимой начал ковыряться с железом.

DR1: Расскажи, что было самым сложным в ходе разработки? Или может что-то сложное есть сейчас, и это не получается победить?

Bshep: С точки зрения программирования — было довольно непросто написать приложение под Android, потому что разработку софта для мобильников пришлось осваивать на ходу. А сейчас самое сложное — сделать засечку настолько надежной и точной, насколько позволяет принцип ее работы.

Bshep: На данный момент, несмотря на то, что проекту уже 2 года, я все еще считаю его незаконченным и пытаюсь совершенствовать алгоритмы.

DR1: Я знаю, что китайцы выпускали готовые засечки с твоим софтом. А о каких случаях применения ты знаешь еще? Делали ли тебе какие-нибудь заманчивые предложения по использованию Chorus Laptimer?

Bshep: Да, готовые засечки Lantian от китайцев очень порадовали своим неожиданным выходом, обозначившим для меня дополнительное признание успеха проекта  Кроме этого были и более открытые ребята из разных стран, предлагавшие продавать наборы комплектующих для сборки и делиться прибылью. Среди них даже были другие китайцы, которые, узнав о засечках от Lantian, сказали что с такой серьезной компанией им будет сложно конкурировать.
А если говорить о применении Хоруса — сюрпризом оказалось, что им пользуются на соревнованиях RC автомоделей. Парням не в лом установить видеопередатчик, исключительно для засечки!

DR1: Крутяк) Я знаю, ты плотно сотрудничаешь с парнями из BeeDro в работе по интеграции засечки в управляющую программу для соревнований RICE. Твои впечатления от результатов за 2018 год?

Bshep: Мне кажется мы за этот год довольно неплохо прокачали и саму засечку и систему управления соревами. За что я лично очень благодарен поддержке Белорусского сообщества дрон-рейсеров и БФАС. Без их доверия и лояльности к некоторым косякам, проявляющимся на гонках, развитие проекта наверное приостановилось бы, ибо многие улучшения приходят в голову только после живого использования. А парни из BeeDro — вообще большие молодцы. Еще немного и директор гонки сможет приезжать к открытию, нажимать кнопку «Старт» и расслабляться глядя на безупречную работу оборудования 

«в этот момент директор гонки начал прыгать по студии, хлопать в ладоши и радостно кричать «Наконец то»

Кстати, еще об интеграции: в этом же году поддержка Хоруса была добавлена в другую популярную систему — LiveTime. В планах интеграция с RaceGod.

DR1: Резкая смена темы. Егор сам собирает свои дроны?

Bshep: Скажу так: он участвует; или, точнее — «проявляет участие», но, похоже, ковыряние в железках его не очень увлекает. 

DR1: Расскажи про отношение к симуляторам по дронам. Пользуешься?

Bshep: Пользуюсь, грешен. Перебирал, пробовал разные и в итоге остановился на RotorRush. С тех пор о развитии других почти ничего не знаю. Да, он платный, 4 фунта в месяц, но деньги списываются автоматически, поэтому практически не вспоминаю о расходах. Живых полетов, конечно, сим не заменяет, но навык налета на разных типах трасс в реале не особо прокачаешь. Лично мне после сима летается лучше чем после долгого перерыва.

DR1: Дай 3 совета новичку в FPV дронах. На твой взгляд.

Bshep:

  1. Безопасность! Надетые пропы — как патрон в патроннике.
  2. Слушать советы бывалых и экономить время для пункта 3. Обучение с учителем эффективнее собственных шишек.
  3. Летать по кайфу, но помнить о пункте 1 

DR1: Планируешь ли ты подкрутить засечку так, чтобы она твой дрон чекала раньше остальных?

Bshep: Ох, планов просто громадьё… Подкрутить для себя, для сына, создать закрытый элитный сервис по выпуску кастомных прошивок с посекундной тарификацией раннего чека для состоятельных но не особо одаренных рейсеров… Когда бы все это успеть! 

DR1: А какие планы подготовки сетапов на этот сезон? Будешь ли собирать 6s дрон?

Bshep: Вот тут ты, надо сказать, аккурат по больному… Конечно хочется, особенно когда во сне вижу эти кошмары, как соперники подрывают и уносятся со старта в точку, а я втыкаю газ на полную, но дрон не может оторваться от стола… Но днем одолевают кошмары другого рода: «куда же я дену все эти старые сетапы с запасными моторами и армию нераспечатанных 4S батарей?». В общем пока я колеблюсь… Есть шанс что дотяну до весны, посмотрю как летают парни на 6S а потом решу смогу ли я старыми сетапами порвать их на соревах 

DR1: Отличный план.

Андрей, мы подошли к концу нашего маленького интервью. Можешь воспользоваться возможностью и передать привет, ну или напутствие читателям.

Bshep: Какая неожиданная возможность! Ну что ж, всем — большой привет, вступайте в нашу секту и загоняйтесь по-полной! 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наши видео