FAI World Drone racing Grand Final. Отчет об участии сборной РБ

Благодаря поддержке BFAS и группы компаний A100 в этом году сразу 3 пилота от Беларуси были заявлены для участия в финальной гонке FAI World Drone Racing Championship Grand Final 2019. В состав нашей команды вошли пилоты: Евгений Михан, г. Барановичи, Анатолий Дементьев из Минска, Андрей Тишин, Гродно.

Подготовка

Задолго до соревнований организаторы выложили подробный план трассы. Имея доступ к треку на Боровой, отличную материально-техническую базу и возможность произвольно выставлять препятствия, наши пилоты во главе с Анатолием и при поддержке комьюнити возвели похожую трассу. Построить идентичный трек технически было практически невозможно, но результат позволил нашей команде приступить к тренировкам задолго до соревнований. Некоторые моменты Анатолий изменил и был прав. Например, конструкция выхода из тоннеля на чертежах не соответствовала действительности, но Толик это предвидел.

Не смотря на суровые погодные условия в октябре, команда несколько раз собиралась для тренировок. Летали много, летали быстро, ломались и чинились — все по классике дрон рейсинга. Большой мотивацией для нашей команды был приезд Геннадия Фомина, юниора из России, занявшего 4е место на этапе FAI в Беларуси. Некоторые моменты подготовки удалось записать на видео. Пилоты делятся своими впечатлениями и опытом.

После очередных сборов оставалась неделя для подготовки техники. На выходных перед поездкой команда снова собралась в Минске, чтобы проверить технику и настройки. Проверка техники превратилась в полноценную тренировку, в результате которой Андрей разбивает 2 дрона, у Анатолия сгорает полетник. В ночь перед вылетом вся команда занялась ремонтом.

Перелет

Перелёт в Москву прошел легко. Дальше нашей команде предстоял перелет в Шанхай. Никто из нашей команды до этого такие длинные перелёты не делал, всем было тяжело. Выспаться не вышло.

В Китае Евгений вышел на связь и начал трансляцию в Instagram. Дорога в отель на машине заняла 5 часов. В машине спать проще чем в самолете. Заселение в отель прошло не быстро. У сотрудников на ресепшене были сложности с английским.

Тренировка

По графику регистрация пилотов и тренировочные вылеты должны были идти одновременно. Т.е. команда регистрируется и через полчаса начинает летать. Но, что-то пошло не так и организаторам приходилось делать огромные паузы между тренировочными полетами. Пришлось привлечь дополнительных судей, чтобы ускорить процесс регистрации. Тайминг по вылетам тренировки был сильно сдвинут. Наша команда была в 26 группе из 30 и сдвиг к их вылету был около 4 часов.

На каждую команду давалось 10 минут на тренировочные вылеты. Мы единственные, кто добрался за 10 минут до 4го вылет. Наша команда выражает огромную благодарность семье Геннадия Фомина и его технику Руслану за помощь во время тренировки. Наблюдатели со стороны отметили, что у нас были самые слаженные вылеты.

По итогу тренировочных вылетов наша команда потеряла 2 дрона. Один дрон был утерян, на втором сломан луч с мотором и сгорел регулятор. Искать дрон Андрея можно было только между вылетами команд. Поиски были безрезультатны. Попытки общения с операторами видео в поисках кадра с падением тоже ничего не дали.

Девушка, отвечающая за трансляцию, познакомила нашу команду с одним из судей. После консультации с коллегами он пообещал, что поиски можно будет продолжить после окончания тренировок. Наши пилоты долго бродили по трэку, но дрон как сквозь землю провалился. Первой зацепкой была антенна от приёмника, затем был найден оборванный лоллипоп, но сам дрон по прежнему найти не удавалось. Самым внимательным оказался Нил — отец Гены. Он увидел дрон на втором этаже трассы. Анатолий быстро смастерил удочку и дрон сняли. Все это время нашим пилотам помогал в поисках один из судей. В конце он представился, это был создатель компании Gemfan!

После тренировок был брифинг для менеджеров команд. Обсуждали протесты и необходимость внесения взносов, последовательность выхода пилотов на сцену, проведение во время вылета. Пару слайдов было об антидопинговом контроле, обещали выборочно проверить пилотов. В конце говорили о World Games в 2021г в Бирмингеме, участвовать будет 32 пилота из них 12 девушек. Видимо, командой принять участие не судьба.

Официальное видео церемонии открытия.

Квалификация

По мнению наших пилотов организаторы переборщили с проверками перед вылетом. На стартовом столе попросили снять пропеллеры для проверки ФС (уже проверялся при регистрации). Затем проверяли мощность ВТХ c использованием ImmersionRC RF Power Meter V2. Далее мощность ВТХ снова проверяли на РФ метре, который показывает сигнал по всему эфиру. RFmeter — это профессиональное устройство, которое измеряет мощность сигналов по всему эфиру. Если бы у кого-то мощность превысила 25мВт, он попадал в дисквал, но такого на этом ЧМ не было.  Следующим шагом была установка транспондера и вот такое мнение сложилось у пилотов нашей команды об использовании транспондера:

Транспондер лютое зло, огромный, тяжелый и бесполезный. В ходе вылетов меняли правило его крепления, а потом поняли, что это безыдейная затея и вовсе от него отказались.

В первом вылете квалификации Анатолий делает 3 спокойных круга, чтобы время кругов гарантированно пошло в зачет. Пилот Андрей падает на первом круге, Евгений начал спокойно, пытался добавлять и тоже упал на 3м круге.

Во втором вылете квалификации, сразу после вылета Анатолия сломалась засечка. Чинили ее около двух часов. Результаты всех групп 2й квалификации отменили и назначили перелет. Учитывая большое отставание от графика, организаторы перестали проверять ФС и больше не вешали транспондер. После этого вылеты пошли веселее. Тем не менее наш пилот Анатолий летел свой перелет в последней группе в 11 вечера и в дикий холод.

Этот день запомнился нашей команде как самый ужасный. На поле пилоты пробыли 12 часов, постоянные проблемы с работой граундов и засечки бессовестно сдвигали тайминг. В итоге вместо 3х вылетов была сплошная нервотрепка и томительное ожидание. Вишенкой стало объявление о том, что а 3я квалификация начнется в 7-30 утра.

Напряжения добавлял факт отсутствия любой информации о результатах квалификации.

Третью квалификацию начали в 7-30 по местному времени (это в 2-30 ночи по Минскому). Тайминг был жесткий как никогда. От транспондеров отказались. От проверок ФС и мощности тоже. Оставили проверку на РФ метре в эфире и чек на засечке.

Любопытно, что кроме засечки у каждого судьи был секундомер. «Их использовали только когда сломалась засечка» (ЧМ и секундомер!).

Первый день соревнований - Highlights

Результаты

По результатам квалификации Евгений сделал лучшее время в третьем вылете, заняв 90е место в общем зачете. Анатолий не справился с напряжением и проблемами по видео. Вылет первой квалификации остался лучшим, итоговое место 102. Андрей Тишин отлично пролетел во втором вылете квалификации, показав свое лучшее время круга — 34сек. Нужен был ещё один хороший круг, но в третьем вылете его подвела техника и дрон упал с ФС. Андрей занял 72е место и остановился в шаге от попадания в следующий этап соревнований.

В командном зачете наша сборная заняла 21 место, опередив россиян и десяток других стран.

Нашим пилотам отдельно запомнились требования топ пилотов на перелеты из-за незначительных помех по видео. Смотрелось это очень неприятно. Были даже перелеты на перелеты. Таким образом, некоторые пилоты не совсем спортивно увеличивали налет по трассе. Единственный кто не просил перелета, это был МСК.

Double Elimination и Финал

Начало даблов было очень богато на сюрпризы. Больше половины топчиков свалились в лузеры, включая Минчана, BMS, Tope и еще много кто. Ошибки допускали почти все. Было очень много непонятных моментов по судейству. Фальстарт — не перелет. Столкновение до первых ворот — не перелет. Пилот упал, через 20 сек лежания на его картинке появляется чья-то заставка BF и пилоту назначают перелет. Вобщем, было похоже на откровенное подсуживание.

Очень многие не долетали до финиша из-за того, что банально не хватало батарейки. Да дрон легче, да летит быстрее. Но шанс не долететь был очень велик. Второй день даблов все летали на батарейках 1550 6S, а многие 1600 6S и даже 1800мач!

Трасса ночью выглядела просто шикарно! Мало того что вся трасса была в ледах, так она еще подсвечивалась снаружи прожекторами. Лететь было очень комфортно, даже лучше и легче чем днем. Но картинка в очках пилота очень сильно зависела от камеры. У некоторых картинка была просто ужасной из-за плохих настроек.

Победителем соревнований стал корейский пилот KANG Changhyeon, второе место занял пилот из австралии BITMATTA Thomas, третее место француз ROUSSEAU KILLIAN, а на четвертом месте расположился победитель этапа FAI в Беларуси — PETERSONS Tomass. Финальные вылеты можно посмотреть на канале FAI, а таблицы результатов на официальном сайте https://faidroneworld.aero/

Новые контакты

В перерывах между вылетами у наших пилотов была возможность посмотреть новинки оборудования от спонсоров. Ребятам удалось пообщаться с основателем TBS — Raphael Pirker и легендой дронрейсинга — Shaun Taylor.

Наши пилоты наладили контакты с рядом производителей. Многие из производителей предоставили оборудование для тестирования.

Пилоты нашей сборной выражают огромную благодарность Белорусской федерации авиационного спорта и группе компаний А100 за возможность принять участие в финале соревнований в Китае.

Наши видео